Путешествуем с малышом в автомобиле или Чем развлечь ребенка в дороге?! Дальняя поездка на машине с ребенком: чем заняться в дороге Чем занять ребенка в автомобильной поездке.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Подготовка к дальней дороге – всегда процесс волнительный, и требующий учета всех тонкостей. Особенно, если вы едете вместе со своими малышами. Дети, как известно, особым спокойствием не отличаются, и удержать их возле себя по доброй воле можно лишь в одном случае – если детям рядом с вами интересно.

Поэтому важно заранее запастись правильными играми и игрушками, чтобы ваше чадо не скучало в поезде или самолете.

Лучшие игры и игрушки в дорогу – чем развлекать детей в пути?

Начинаем сборы в дорогу с детского рюкзачка , который ребенок должен собрать исключительно самостоятельно. Даже если чаду всего 2-3 годика, он в состоянии сложить в рюкзачок 2-3 свои любимые игрушки, без которых не обходится ни одна поездка.

А мама, тем временем, соберет игрушки и игры, которые не позволят любимому карапузу скучать в пути.

Видео: Во что играть с детьми в дороге?

  • Волшебный мешок «угадайка». Отличный вариант игры для малыша 2-3 лет. Берем небольшой мешочек из ткани, наполняем его маленькими игрушками, а карапуз должен будет засовывать туда ручку и угадывать предмет на ощупь. Игра развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность. И она будет вдвойне полезнее, если игрушки в мешке будут засыпаны мелкой крупой (горох, рис).
    Игрушки выбираем те, которые малыш сможет угадать – овощи с фруктами, звери и другие, уже знакомые ему по домашним играм. Если малыш уже изучил все игрушки из мешка, можно сложить их обратно и попросить его на ощупь найти какую-нибудь конкретную – например, огурец, машинку, колечко или зайчика.
  • Игра на внимательность. Подойдет для детишек постарше, 4-5 лет – идеальный возраст. Развивает память, внимательность, способность концентрироваться. Для игры можно использовать любые предметы, которые у вас будут с собой. Раскладываем перед ребенком, например, ручку, красный карандаш, игрушку, салфетку и пустой стакан. Малыш должен запомнить не только сами предметы, но и их конкретное расположение. Когда ребенок отвернется, предметы нужно убрать в сторону и смешать с другими вещами. Задача ребенка – вернуть те же предметы в исходное положение.
  • Заранее дома готовим мини-игрушки для кукольного пальчикового театра и несколько сказок, которые можно в этом театре разыграть (хотя импровизации, безусловно, приветствуются). Игрушки можно сшить (вариантов таких кукол в Сети немало) или сделать из бумаги.
    Многие используют старые перчатки, на которой создают мордочки, пришивают волосы из ниток, заячьи ушки или глазки-пуговицы. Пусть ребенок вам поможет в создании героев. Ребенок 4-5 лет сам с удовольствием поучаствует в спектакле, а малышу-двухлетке мама доставит немало радости таким представлением.
  • Рыбалка. Проще всего приобрести уже готовую удочку с магнитом вместо крючка, на который ребенок сможет ловить игрушечных рыбок. Данная игра отвлечет карапуза 2-3 лет на какое-то время, чтобы мама перевела дух между пальчиковым театром и очередной вынужденной прогулкой по вагону. Игра развивает ловкость и внимательность.
  • Сочиняем сказку. В эту игру можно играть с ребенком, который уже с удовольствием фантазирует и любит повеселиться и подурачиться. Играть можно всей семьей. Начинает сказку глава семьи, продолжает мама, потом ребенок, и далее по очереди. Можно тут же иллюстрировать сказку в альбоме (конечно же, все вместе – рисунки должны стать коллективным творчеством), или сочинять ее перед сном, под стук колес поезда.
  • Такими игрушками можно занять малыша 2-5 лет на час-полтора, а если участвовать в игре вместе с ним, то и на более долгий период. Рекомендуется выбирать солидные книги, в которые действительно будет интересно играть, а не магнитную доску.
    Впрочем, доска с алфавитом или цифрами тоже позволить занять ребенка с пользой – ведь как раз в этом возрасте учатся читать и считать. Также сегодня в продаже есть и объемные магнитные игры-пазлы, из которых можно собирать целые замки, фермы или автопарки.
  • Плетем фенечки, бусики и браслеты. Отличное занятие для развития мелкой моторики и фантазии. Работа кропотливая – не из легких, но тем она и интереснее. Заранее берем в дорогу набор со шнурками, резиночками, крупными бусинами и мини-подвесками. Благо, такие наборы сегодня можно найти уже в готовом виде. Для девочки 4-5 лет — отличное занятие. Малышу помладше можно подготовить набор из шнурков и небольших геометрических предметов с отверстиями – пусть нанизывает их на веревочку. А если вы научите чадо плести косички, пока едете до пункта Б, то будет совсем замечательно (развитие мелкой моторики способствует развитию творческого начала, терпения, усидчивости и мозга в целом).
  • Дети обожают делать игрушки из бумаги. Конечно, в 2 года малыш еще не сможет сложить из бумаги даже простой кораблик, но для 4-5 лет эта игра будет интересной.
    Лучше заранее купить книгу по оригами для начинающих, чтобы постепенно перейти от простых фигур к сложным. Делать такие поделки можно даже из салфеток, поэтому книжка будет однозначно полезной.
  • Настольные игры. Если дорога предстоит долгая, то настольные игры вам не только облегчат ее, но и сократят время путешествия, которое всегда пролетает незаметно, пока мы играем с нашими карапузиками. Для детишек 4-5 лет можно выбрать игры-путешествия, шашки и лото, для малышей 2-3 лет – детское лото, игры с карточками, алфавит и др. Также можно приобрести книжки, из которых можно вырезать кукол и их одежду (или машинки).
  • Ну а куда же без него! Данный набор берем в первую очередь, потому что он пригодится в любой ситуации. Обязательно складываем в папку блокнот и альбом, фломастеры с карандашами, туда же, дополнительно – ножницы и клей-карандаш. Что рисовать? Вариантов – вагон и еще вагон! Например, можно нарисовать каракули с закрытыми глазами, из которых мама потом дорисует волшебного зверя, а ребенок его раскрасит.
    Или же сделать настоящую книжку-сказку с иллюстрациями. А еще можно вести походный дневник, этакий «бортовой журнал», в который ребенок будет вносить свои наблюдения из картин, пролетающих за окном. Естественно, не забываем о коротких путевых заметках и маршрутном листе, а также карте сокровищ.

Конечно, вариантов игр и игрушек, что могут пригодиться в пути, гораздо больше. Но главное — подготовиться к дороге заранее. Ваш ребенок (а тем более соседи по вагону или самолету) будет вам благодарен.

Видео: Во что играть с ребенком в дороге?


Что можно использовать для игр с ребенком в дороге – игрушки и игры из подручных средств

Если ничего, кроме набора юного художника (как правило, его берут с собой все родители) и любимых игрушек малыша, вы с собой взять не успели или не смогли – не отчаивайтесь.

Дорогу можно сделать интересной и без настольных игр, компьютером и прочих гаджетов.

Нужна лишь фантазия и желание.


Чуть-чуть смекалки — и даже ваши пальцы с помощью фломастеров станут героями театра, а из салфеток вырастут целые сады с прекрасными цветами.

Ну и, конечно, не забудьте захватить 2-3 новые игрушки для малыша, которые смогут увлечь карапуза чуть дольше старых игрушек, чтобы вы (и соседи по поезду) успели немножко отдохнуть.

А какими играми и игрушками вы занимаете ребенка в дороге? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Л ето – время отдыха. Вы собрали чемодан и готовы пуститься в большое путешествие вместе со всей семьей. Но вы волнуетесь за своего малыша: не станет ли ему скучно в дороге? Не будет ли он капризничать и мешать другим? сайт предлагает вам несколько простых советов, как развлечь ребенка в дороге, чтобы путешествие для всех прошло с комфортом.

Несколько универсальных способов помогут вашему малышу почувствовать себя комфортно во время долгой дороги.


1

Ребенок любит заниматься творчеством? Захватите с собой альбом для рисования, «раскраску», пластилин или пасту для моделирования. Ребенок наверняка с удовольствием займется любимым делом, а присутствие таких знакомых «домашних» предметов его успокоит. Как правило, в самолетах и автобусах дальнего следования есть специальные откидные столики, которые позволят ему удобно разместиться. Важно: ни в коем случае не берите острые предметы вроде спиц или ножниц (даже если дочка очень хочет в дороге повязать, а сын – повырезать из бумаги), это травмоопасно! Кстати, карандаши лучше поточить не очень остро и сделать их как можно более короткими.

2

Для малыша, который уже умеет писать подойдет специальный блокнот вроде дневника – пусть записывает свои впечатления от поездки, сочиняет рассказ о путешествии. Предложите ему игру: пусть представит, что он едет в волшебном поезде (или летит в чудесном самолете) в сказочную страну. Задавайте малышу вопросы вроде «а какие там животные?», «есть ли там речка? какая она?», пусть отвечает письменно в блокноте, а вы будете одновременно отвечать в своем. Потом ответы можно сравнить, вместе обсудить и посмеяться.

3

Можно взять с собой и его любимую игру (PSP, например). Как правило, большинство игр тренируют пространственное мышление и логику, так что общение с «переносной игровой приставкой» пойдет ребенку только на пользу. Только если вы летите на самолете, учитывайте, что подобную «аппаратуру» могут попросить отключить на время полета.

4

Можно поиграть и просто в словесные игры . Они были придуманы психологами для того, чтобы развивать скорость реакции, способность к счету и устную речь малыша. Только поинтересуйтесь у соседей заранее, не будут ли их раздражать ваши постоянные переговоры.

Вот несколько популярных игр:

  • «Отгадайка». Ведущий загадывает слово – что-то из того, что можно увидеть за окном. Надо отгадать это слово, задавая как можно меньше наводящих вопросов вроде «Это живое?», «Это красное?» и т.п.
  • «Забавные вопросы». Вы можете загадывать сами или предложить загадать ребенку, если он уже достаточно взрослый для этого. Например: «Что такое электрическая груша?» (лампочка), «Что за мячик, светящийся днем на небе?» (солнце) и т. п.
  • «Словесная цепочка». Надо составить самое длинное предложение, по очереди добавляя в него по смыслу слова. Победитель тот, кто добавил последнее. Смысл в том, чтобы составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто добавит в него последнее слово. Например: «Школьник» - «Умный школьник» - «Умный школьник бежит» - «Умный школьник бежит на урок» и т. д.
  • «Кто первый». Если вы едете на наземном транспорте или поезде, то придумайте какой-нибудь предмет или существо, которое можно увидеть за окном: красную машину, корову, курицу и т.п. Выигрывает тот, кто увидит это первым.
  • «Кто больше» Кто назовет больше предметов за окном: выигрывает тот, кто называет последний предмет. Можно усложнить игру и называть предметы, начинающиеся на одну букву, например, «Д» - дом, дорога, дерево, деревня…
  • «Города и страны» - для более старших детей. Москва-Анапа-Адлер-Ростов-Владимир и т.д. для детишек помладше подойдет аналогичная игра в имена или слова.
  • «Сочини сказку». Каждый рассказывает по кусочку из сказки. Можно усложнить задание, уточнив, что каждая новая реплика должна начинаться с «но».
5

Плеер со сказками или песенками развлечет в дороге уже уставшего малыша и поможет ему расслабиться. Вы можете записать также сказку, песенку или стихи в вашем исполнении на диск – это наверняка понравится ребенку, ваш голос и интересный сюжет помогут ему забыть о дороге.

Приятного путешествия!

Весна - время составления планов на летние каникулы, на поездки с детьми.

Использование гаджетов

Самый очевидный способ - взять с собой фильмы на диске или планшете. Но тут надо учитывать, что владеть вниманием детей даже самый любимый мультик может не более полутора-двух часов. После они устают. Особенно в поездке. Лучше поставить малышу аудио сказку. Этот способ еще хорош и тем, что можно обсудить сказку или рассказ с ребенком.

В путешествие стоит запастись жесткой папкой с кольцами формата школьной тетради. Готовые блоки для такой папки можно купить в магазине канцтоваров, а можно сделать отверстия в любых листах бумаги дыроколом. Если скомплектовать эту папку бумагой разного типа - писчей в клеточку и линейку, белой альбомной, разноцветной самоклеющейся - получится универсальная папка. Хорошо бы закрепить на одном из колец с помощью резинки или веревки ручку с пастой нескольких цветов. Если не полениться заранее и соорудить ожерелье из цветных карандашей, закрепив их на веревку сквозь предварительно просверленные отверстия, то у ребенка будет возможность рисовать ими без риска потерять.

Волшебная папка

Такая папка пригодится и для рисования, и для игр, типа морского боя, а если взять ножницы (обязательно с тупыми концами), то ребенок сможет делать аппликации.

Путешествие это хорошая возможность изучить окружающий мир. Ребенок с удовольствием будет описывать происходящее за окном. Для детей с высоким коэффициентом воображения, можно предложить сочинить сказку, например, о проплывающем мимо облаке, проехавшей машине и т.д. Можно включиться в его описание, вставляя свои дополнения или объяснения природных явлений. Если ребенок запишет или зарисует получившийся рассказ в своей волшебной тетради, воспоминания о поездке сохранятся надолго. Кстати, по возвращению листы из этого альбома, вместе с фотографиями достопримечательностей можно использовать и для оформления детского альбома путешественника.

Настольные игры

Если предстоит долгое путешествие на поезде, то можно захватить с собой настольные игры, такие как эрудит (скрабл), домино или пазл. При этом надо быть готовым к тому, что какая-то часть мелких деталей может потеряться. В случае поездки на машине, возможности игр, конечно, более ограничены и здесь на помощь придут игры, которые не требуют реквизита.

Устные Игры

  • Угадай предмет

Легко отвлечь ребенка, загадав какой-либо предмет и отвечая на его наводящие вопросы «да», «нет». Например, «Этот предмет желтого цвета?» - «да». «Этот предмет круглый?» - «нет». После того, как он отгадал - загадывает он.

  • Первая буква

Можно развлечь ребенка, предлагая назвать как можно больше предметов на заданную букву, выискивая эти предметы за окном автомобиля.

  • Смешные загадки

Очень нравится детям игра в смешные загадки. Детская фантазия выдаст неожиданные ответы на необычные вопросы: «От чего кошки прыгают?» - «От пола». Обычно такие отгадки вызывают много смеха и радости.

  • Тренировка памяти

Игра на тренировку памяти. Первый участник говорит короткую фразу, например «Я пошел гулять и нашел на улице…». Второй участник подставляет слово, возможно прилагательное. Следующий - повторяет всю фразу целиком, добавляя свое слово. Выигрывает тот, кто сможет дольше повторять цепочку слов.

  • Игра в синонимы

Нужно придумывать по очереди синонимы к заданному слову. Победитель тот, кто придумал больше синонимов.

Очень полезно запастись «призами» для выигравших в соревнованиях. Это могут быть конфеты, цукаты и другие лакомства.

Музыкальная угадайка

Можно устроить игру «Угадай мелодию», напевая начало знакомых песенок.

Игры с предметами

Можно спрятать небольшую пластмассовую игрушку в мешочек или носок, и предложить ребенку на ощупь отгадать, что спрятано внутри. Наводящие вопросы не возбраняются.

Найди клад

Путешествуя на машине, можно организовать игру «Найди клад», спрятав заранее записки или картинки с указаниями местонахождения следующей подсказки в зоне досягаемости рук ребенка. Кладом может служить любимое лакомство или мелкая игрушка.

Лепим в путешествии

Если ребенок любит лепку, ни в коем случае не стоит брать пластилин - его потом крайне трудно отчищать с обивки автомобиля или одежды. Лучше заранее приготовить пластилин из муки. Рецепт - прост: в кастрюльку налить 2 стакана воды, добавить туда 1 столовую ложку растительного масла. Поставить на плиту, довести до кипения, но не кипятить. Отдельно смешать 2 стакана муки, столовую ложку лимонной кислоты или винного камня и стакан мелкой соли. В эту смесь добавить горячую воду с маслом и тщательно перемешать до однородной массы, которая постепенно будет загустевать. Когда смесь слегка остынет, домесите ее руками до консистенции эластичного теста, которое не липнет к рукам. Его можно разделить на кусочки и окрасить в различные цвета пищевыми красителями или акварелью. С собой его можно взять в пластиковом контейнере.

Из этого теста можно, например, вылепить кукол на пальцы и предложить ребенку стать режиссером спектакля с участием этих персонажей. Персонажей можно и просто нарисовать на пальчиках ребенка фломастерами.

Детям необходимо время от времени размять ножки и подышать свежим воздухом. Поэтому, при путешествии на машине нужно периодически делать остановки для коротких активных игр или разминок, а в поезде не стоит ограничивать физическую активность ребенка и, при всякой более-менее длительной остановке, следует выходить из вагона погулять.

Над дорогой плывут облака, светит солнце, цветущие луга наполнены теплом и благоуханием. Вы едете в машине и всей семьей поете песни…. Не важно, отправились вы на море или в деревню к бабушке - внутри всегда ощущается трепет и восторг! Ведь путешествия любят и взрослые, и дети.

Однако, прежде чем окунуться в долгожданный соленый плен и припасть к кустам спелой малины, нужно преодолеть энное количество километров. Хорошо, если пункт назначения рядом. А ведь иногда приходится проводить в машине много часов или даже не один день. Из этой статьи вы узнаете о некоторых организационных моментах поездки и самое главное - чем занять ребенка в дороге на машине, чтобы ваше путешествие было приятным, комфортным и интересным.

Плюсы длительной поездки на машине с ребенком

Безусловно, автопутешествие длиною в сутки и более - дело утомительное, но при должной организации вполне реальное и даже приятное.

  • Во-первых, это очень интересно: за сутки вы преодолеете несколько регионов и природных зон, а, значит, увидите и узнаете много нового!
  • Во-вторых, во время дальней поездки на машине с ребенком вы проведете день и ночь все вместе в маленьком замкнутом пространстве. И это будет замечательный семейный тренинг. Все члены вашей семьи откроют друг в друге много нового, вы станете дружнее и ближе.
  • В-третьих, автопутешествие сэкономит вам приличную сумму денег, если сравнить с тратами на железнодорожные или авиабилеты.
  • Ну и, в конце концов, иногда автомобиль - единственный способ добраться туда, куда вам надо!

Итак, поехали!

На бытовой организации поездки подробно останавливаться не будем, так как, к счастью, заправками и пунктами питания наши дороги обеспечены неплохо. Если не хотите ночевать в машине или в палатке, этот вопрос тоже легко решается мотельчиками и гостиницами вдоль трассы.

А вот чем занять ребенка в дороге на машине - это пункт нужно продумать особенно тщательно. Конечно, часть пути дети будут спать. Лучше выехать пораньше, например, в четыре утра, чтобы ночной сон продолжился в машине. Тогда вы сможете эффективнее использовать светлую часть суток. Позаботьтесь о комфортном сне для детей. Если они еще маленькие и путешествуют в автокресле, выбирайте кресла с возможностью организации лежачего положения. Лучше потратить силы на поиски удачного кресла, чем мучить ребенка «сидячим сном» с запрокинутой сползающей головой. Для деток постарше рекомендую запастись подушечками или пледами, чтобы можно было удобно пристроить голову.

Чем занять детей в поездке на машине: выбираем занятия и игры по возрасту

Залог удачного автопутешествия с ребенком - частая смена деятельности. Родителям стоит внимательно следить за состоянием маленьких пассажиров. Как только вы видите, что ребенок начинает уставать от своего занятия, предлагайте другое.

Дети от рождения до двух лет

Малыши в дороге много спят, и это облегчает вашу задачу. Однако, усыпить их мирно бывает довольно сложно, особенно, если вы заботливые и законопослушные родители и перевозите ребенка в автолюльке. Возьмите соки, бутылочку и приноровитесь так давать грудь, чтобы ребенок смог уснуть, и его не пришлось туда-сюда постоянно перекладывать и будить. Возьмите любимые игрушки малыша, но только те, что легко чистятся - они будут летать по салону, а потом непременно попадут в рот.

Итак, теперь поговорим о том, чем занять маленьких детей в поездке на машине? Отлично развлекут малышей:

  • шнуровки, слингобусы
  • подвесные дуги
  • пальчиковый или кукольный театр
  • музыкальные игрушки/книжки (не переусердствуйте, берегите психику водителя)
  • пальчиковые игры (счет, загибание пальчиков, сорока и т.д.)
  • игры с песенками
  • планшеты для рисования

Дети от трех до пяти лет

В этом возрасте дети особенно любознательны. А длительная поездка на машине с ребенком предоставляет много возможностей для изучения окружающего мира. Поэтому представьте себя на сутки экскурсоводом и рассказывайте-объясняйте все, что видите вокруг: куда и почему плывут облака, откуда едут грузовики, как растет пшеница, как коровы находят дорогу домой и т.д.

Возьмите в дорогу:

  • книжки с интересными иллюстрациями (желательно одну-две новые книжки) и любимые книжки
  • куклу с одеждой, машинки (они отлично ездят по окнам)
  • зверюшек для ролевых игр
  • музыкальные инструменты для семейного оркестрика
  • рамки-вкладыши
  • раскраски и альбом с карандашами / магнитную доску для рисования
  • мемори-карточки
  • говорящий алфавит

Для разнообразия можно предложить детям отгадывать загадки, слова по описанию. Будет здорово придумать сказку о вашем путешествии. С детками от двух с половиной до четырех лет можно играть в цвета - вы либо просто вспоминаете предметы определенного цвета, либо ищите их за окном, спрашивая ребенка: “ Что ты видишь белое, зеленое…? ”

Чем занять детей шести-восьми лет в поездке на машине

Дети такого возраста - отличные попутчики! Они уже не такие капризные. И с ними можно с обоюдным удовольствием обсудить все, что вы увидите за окном, а также дела на работе, в саду, школе, во дворе. К тому же доверительная семейная обстановка - отличная возможность, чтобы вложить в душу ребенка какие-то важные философские мысли.

А что же из развлечений подойдет ребенку такого возраста?

  • Карандаши и бумага
  • Журналы со сканвордами и головоломками
  • Кубик-рубик и аналоги
  • Не слишком мелкие конструкторы, трансформеры - то, чем можно занять пальчики, когда после разговора или чтения захочется «поковыряться»

С детьми пяти-восьми лет можно играть в слова, города и цвета, задавая приемлемую для вашего ребенка сложность. Игра заключается в следующем: первый участник называет слово, а второй должен вспомнить другое, начинающееся на последнюю букву из слова первого участника. Пример: дом-мандарин-нос-собака и т.д.

Также хорошо идут загадки. Если только учите ребенка считать, можно составлять по буквам слова, писать короткие записочки. Во время поездки можно освоить и закрепить элементарный устный счет ㅡ так вы сделаете путешествие не только интересным, но и полезным. Если ваша машина вмещает вас вместе с детьми на заднем сидении, здесь открывается огромный спектр карточных игр, например, мемори и прочих. Можете заняться тренировкой интуиции (причем даже с детьми младшего возраста). Представляйте и держите в своем уме какой-то предмет, а дети пусть угадывают. Играйте в игру «в какой руке шарик?». Закрывайте глаза и отгадывайте, сколько пальцев показывает ваш партнер по игре.

Подростки решают сами

А вот чем занять взрослого ребенка в дороге на машине ― об этом можно особо не беспокоиться. Это уже вполне самостоятельные люди, поэтому поддержите в них эту самостоятельность и дайте возможность без вашей помощи собраться в поездку. Пусть сами выбирают, чем будут заниматься: плеер, книги, блокноты для записей, головоломки, задачники, настольные игры, которые можно приспособить в машине. Но будьте внимательной мамой - припасите и для взрослеющего ребенка сюрприз: новую игру, журнал или книгу.

Остановки в пути и общение с природой

Конечно, во время дальних поездок на машине с ребенком любого возраста очень важно - делать остановки и выходить из автомобиля. Даже, если вы потратите на остановки дополнительно два-три часа, поездка кардинально преобразится и обогатится впечатлениями.

Дайте детям побегать по полям, подойти к ручейкам, искупаться в озерах, даже просто обойти несколько кругов вокруг машины. Если же на улице льет дождь или бушует вьюга, остановитесь, чтобы малыши могли свободно полазить по машине. Разрешите ребенку посидеть за рулем в стоящей на обочине машине, посигналить, представить себя водителем.

Отдельным приключением можно назвать пикник. Даже, если вы не взяли с собой ничего горячего и планируете обедать в кафе, запаситесь фруктами и чаем с печеньем для пикника. Это и отдых, дающий прилив сил, и разминка.

Возьмите компас, лупу и бинокль. Вы сможете понаблюдать за природой, научить детей определять стороны света и в естественных условиях докажите, что солнце встает на востоке и заходит на западе. Если есть время, разведите огонь. Даже, если любое мероприятие займет полчаса вашего дорожного времени, для детей это время может стать источником силы на всю дорогу.

Чем еще можно заняться во время длительной поездки на машине с ребенком? Конечно же, фотографией! Старайтесь запечатлеть как можно больше моментов и интересных вещей вокруг вас. Фото с летнего путешествия будут согревать и радовать вас весь год. А если по возвращении вы сможете с детьми написать историю своих приключений, то можно издать настоящую книгу. Надеюсь, что теперь дальняя поездка на машине с ребенком любого возраста принесет вам много положительных эмоций и впечатлений. Счастливого пути!

Екатерина Федотова ,сказочница, мама трех озорных мальчишек

Непременно продумайте, чем вы станете развлекать юного путешественника, когда прогулки по вагону и глядение в окно автомобиля ему уже порядком наскучат. Основная помощь ребенку в дороге — это структурирование пространства и времени.

Извлеките из ситуации максимум пользы: дайте ему лишнюю возможность убедиться в том, что мир устроен любопытно и существует по своим особым законам. 3-летний малыш будет ежечасно спрашивать вас: «Когда же мы приедем?», вот и займитесь изучением вопроса о том, как день сменяет ночь, ведь про это у вас за окном крутится круглосуточное кино. Есть и книжки, которые могут оказаться в тему. Ради такого случая стоит запастись игрушечными часами со стрелками. Дополнительная история может возникнуть, если вы пересекаете границу часовых поясов, едете совсем далеко — в окне можно будет наблюдать смену климатических зон. Обратите внимание чада на то, как стремительно редеет березовый лесок, уступая место пирамидальным тополям или низкой северной растительности.

Отдельное развлечение в поезде — убедиться в том, что солнце, в отличие от близлежащего леска, следует за путешественниками не отставая. Четырехлетка, вдохновленный тем, что земля круглая, с удовольствием выслушает рассказ на тему «Животный мир в разных уголках земного шара». Опять же припасите книжки из серии «Зоопарк» или соответствующий том детской энциклопедии. Когда ребенок устал от контакта с вами, предложите ему рассказать все увиденное и услышанное любимой кукле. Товарищам постарше непременно захватите ручку и персональный органайзер — пусть делают «непутевые заметки».

Малышей прекрасно отвлекают книжки, если их рассматривание сопровождать увлекательным повествованием. Купите десяток новых специально в поездку, «до кучи» прихватите пачку старых журналов — на растерзание. Кроме того, дети обожают рисовать. Ребенку после года понравится графический магнитный планшет. Для трехлетки запасайте фломастеры, карандаши и мелки. У вас также должен быть альбом или много писчей бумаги. Прихватите книжки-раскраски. Убейте двух зайцев — купите карапузику книжки для развития мелкой моторики: картинки в них предназначены для раскрашивания штриховкой, которая должна ложиться в определенном направлении. Придутся кстати любимые малышами книжки-липучки или побольше мелких наклеек. Стены купе (да и салон авто) станут после вашей поездки гораздо веселее! В поезде для разминки можно бегать по проходу, возить по нему любимый грузовичок, ходить в гости к другим детям, на худой конец немного похлопать дверьми. Бесперспективное для нас занятие сравнивать пейзаж в разных окнах одного и того же вагона поезда малышу может показаться восхитительным!

Товарищам вдумчивым, увлекающимся интеллектуальными играми, подойдут рамки-вкладыши, конструкторы с большим количеством деталей (типа «большой сортировщик»), коврики-трансформеры и разнообразное лото. Существуют также наборы игрушечных инструментов специально для мальчиков. Чтобы занять малыша надолго, минимум половина всех «прибамбасов» должна быть новой, другую должны составлять игрушки, заблаговременно спрятанные месяца на два. Выдавайте их по очереди, только когда карапуз окончательно наигрался тем, что у него есть. Надоевшее убирайте с глаз долой. Для маленьких детей припасите «кризисную» игрушку: скорее всего, это что-то вроде электрического пианино или такого же «зоопарка», где каждая зверушка подает голос при нажатии на кнопку. Пригодятся музыкальный молоток и игрушки-пищалки. Извлекайте «палочку-выручалочку» только тогда, когда момент станет критическим. Будет прекрасно, если она вам вообще не понадобится: у вас впереди еще обратный путь. Если в поезде выкуплено все купе или у вас билет в СВ, можете воспользоваться магнитофоном и кассетами с детскими песенками и сказками.

Забавы в дороге

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, а какими вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов, нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это могут быть и станция, и трубка, и служба, если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам, при этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомните какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Светы, я играл вместе с Ксюшей и Машей в поезд». Вы добавляете: «А тетя Света приготовила вкусный пирог», и еще ваш ребенок вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особого случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-ни- будь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую, если не узнает — продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких как крепление на телефонных столбах, машина с вмятиной, стоящая на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы: «Давай посчитаем, сколько детей в группе?», «Здесь больше старых или молодых людей?», «Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются?», «Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?»

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на рисунке, расспросите его о каждой из них: «Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке?» Однако когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что дома вы подробно их рассмотрите.

Хор в автомобиле

Если вы едете в собственной машине, то можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова, напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских или ваших любимых народных песен и подпевайте. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так: повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом, затем измените манеру речи: говорите очень быстро или медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос, так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь...» можно читать как лирическое стихотворение или как страшную историю, или политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Ане, у которой есть толстая пушистая кошка по кличке Маруся, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Маруси-кошечки

Полоски хороши,

Живут в полосках блошечки,

Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь или выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. Следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «Дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту, например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку», следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

У кого лучше память

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию, например: «Я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку- жирафа».

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое», затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении», третья подсказка: «К нему прикасается водитель», «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до дерева или от школы до Универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора к другому или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

В городе

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Диск со сказкой

Поездка в машине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плеер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть, скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и получить сушеные приправы.

Забота о меню

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца и приготовьте настоящую пиццу дома, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая о том, что вы обсуждали в машине.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где «право», а где «лево», помогите ему, посвятив 5 минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть налево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает налево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Кто увидит первым

Пусть дети придумывают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе», если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз нужно верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет 10 очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В час пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — 3 на одной руке и 2 на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Безусловно, в пути невозможно не нарушить режим, но не волнуйтесь, он восстановится в 2 дня после прибытия в пункт назначения. Вспомните известную поговорку: «Хорошее начало — половина дела». Подготовьтесь к поездке тщательно и тогда вы, возможно, скажете, что ваш отдых начался, когда вы с малышом еще только были в пути. Друзья удивятся, а вы ответите: «Невероятно, но факт!»