Как сделать чтобы ребенок не боялся жить. Ребенок боится врачей: советы психологов и опытных мам как помочь детям избавиться от страха
Плановый осмотр в поликлинике и такие медицинские процедуры, как уколы, прививки, закапывание в носик каплей – не самые приятные события в детской жизни. Неудивительно, что многие дети, увидев белоснежный халат, плачут, кричат, а во врачебном кабинете устраивают настоящую истерику. Что делать, если малыш боится врачей? Как помочь ребенку преодолеть эту боязнь? Мы подобрали для вас простые, но проверенные мамами и психологами рекомендации.
Длинные коридоры, множество дверей, ведущих в таинственные помещения, в которых сидят строгие тети в белом, жужжащие аппараты, непонятные слова, которыми обменивается мама с доктором… Согласитесь, подобная атмосфера не придает крохе оптимизма.
Не спешите расстраиваться – если малыша подготовить и правильно вести себя с ним в клинике, получится забыть и тревоги, и истерики. Но сначала попытаемся разобраться, откуда «растут ноги» у подобного страха.
Боязнь врачей – откуда она берется?
Дети младше годика сталкиваются с медицинскими работниками постоянно – ежемесячные обследования, многочисленные анализы и являются «обязательной программой». Благодаря особенностям их памяти неприятные моменты быстро забываются. Другое дело – малыши старше года. Откуда же берется подобная фобия?

Видео ответ почему дети боятся врачей
Итак, причины выявлены, теперь осталось узнать, что же делать, если ваш карапуз боится врачей. Как отмечают специалисты, выбор «лекарства» зависит от возраста юного пациента.
Если малышу 1 год: предупреждаем страхи
Годовалые дети обычно не боятся медицинских обследований, зато чутко реагируют на любое физическое неудобство: незнакомую обстановку, суету и шум, громкий голос чужого человека, боль. Как снять психологическое напряжение и предотвратить появление фобии?
- Не теряйте самообладания
Благодаря сильной эмоциональной связи малыш отлично понимает мамино состояние, и любая нервозность передается ему мгновенно. Сохраняйте спокойствие, не заражайте его негативными переживаниями, а если волнения не избежать, попросите отвести в поликлинику бабушку или отца.
- Планируйте время посещения
Необходимо соблюдать обычный распорядок дня. Голодные или сонные дети вряд ли будут в восторге от врачебного осмотра. Также не пытайтесь пройти всех специалистов за один раз, иначе кроха устанет и закапризничает.
- Дайте малышу привыкнуть к помещению
Постарайтесь прийти в больницу заранее, прогуляйтесь по коридору, избегая плачущих сверстников. Найдите что-нибудь увлекательное (яркие плакаты, цветы в горшках), тогда время в очереди пролетит незаметно.
- Не спешите с лечением
Войдя в кабинет, познакомьте ребенка с педиатром: «Посмотри, это тетя Катя. Она очень добрая и ласковая. Ты с ней подружишься!» Держите кроху на руках, поглаживая по спинке и голове – в таком возрасте важны прикосновения. Попробуйте отвлечь погремушкой, если он соберется заплакать.
- Вызывайте врача на дом
Если дети категорически не желают посещать клинику, воспользуйтесь услугами платного врача. Пригласите домой, попросите его перед обследованием не надевать «страшную одежду» и немного поиграть с малышом в детской.

Если детям 2 года: снижаем нервозность
Деткам постарше необходимо объяснять, зачем посещают доктора. Если у вашего ребенка сформируется положительное отношение к медицинским работникам, он не будет опасаться больниц.
- Будьте честны с детьми
Нельзя обманывать малыша – говорите только правду, ведь его пугает не сама боль, а то, чего он не знает. К примеру, не утверждайте, что врач только послушает его, если на самом деле предстоит прививка. Иначе в следующий раз ребенок откажется выходить из квартиры, даже если вам понадобится просто взять справку.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Займите игрушкой
Попробуйте отвлечь от неприятных мыслей, купив малышу новую увлекательную игрушку или книжку. Можете отойти на время от строгих правил и разрешить поиграть с планшетом или мобильником.
- Не сравнивайте с другими
В очереди перед дверью кабинета часто звучит такая фраза: «Посмотри, тот мальчик храбрый, сидит тихо и не позорит свою мать». Кроха может подумать, что он плохой и не достоин маминой любви. Чтобы успокоить трусишку, расскажите: «Когда ты был чуточку младше, ты совсем не боялся прививок. Даже тетя-медсестра говорила, что ты у меня очень смелый».
- Не ждите хорошего поведения
Не требуйте от малыша соблюдать этикет – здороваться с доктором и вести себя «как взрослый». Пусть он осмотрится в кабинете, привыкнет к незнакомому человеку. Если ребенок испугается и заплачет, нельзя ругаться и шлепать по попе. Обнимите и постарайтесь успокоить ревущее чадо.
Если ребенку 3 года: избавляемся от страхов
К сожалению, бывает и так, что, невзирая на все предпринятые меры, трехлетние дети все равно дрожат при виде медицинской униформы. Что делать в подобных случаях?
- Объясните, для чего нужны медицинские процедуры
Необходимо рассказывать, что ждет ребенка в кабинете, для чего необходимы те или иные врачебные манипуляции. Например: «Прививка поможет тебе не заболеть. Анализ крови расскажет доктору, чем ты болеешь. Стоматолог избавит тебя от зубной боли и сделает твои зубки здоровыми». Ваше объяснение поможет детям терпимее относиться к лечению.
- Подарите детскую аптечку

Купите игрушечный набор с медицинскими инструментами: шприцами, стетоскопами и грелками. На роль пациентов возьмите куклу и плюшевого медведя, которым требуется ощупать животики, осмотреть горло, взять кровь на анализы. По ходу игры подсказывайте, как выполнять различные процедуры, и вместе радуйтесь «поправившимся» игрушкам.
- Используйте сказкотерапию
Перед посещением больницы посмотрите мультики о докторе, лекарствах: «Про бегемота, который боялся прививок», «Птичка Тари». Особенно любят маленькие дети сказку о добром Айболите, который помогает заболевшим животным. Обязательно отвечайте на все возникшие вопросы.
- Обещайте награду за смелость
Обычно психологи выступают категорически против того, что родители пытаются добиться от детей нужного им поведения с помощью «подкупа». Единственное исключения – это посещение врачей. Малыш должен быть уверен, что его храбрость будет вознаграждена – не обязательно игрушкой или сладостью, а, например, походом в парк развлечений.
- Разрешите плакать
Строгое табу на слезы способно вызвать обратную реакцию. Пусть ребенок поплачет, это станет хорошей эмоциональной разрядкой. Расскажите, что вы прекрасно понимаете его боязнь, но необходимо немного потерпеть. Никогда не стыдите за страх и тревожность – фразы типа «мужчины не плачут», «ты уже большая» следует исключить.
Ребенок боится стоматолога – что делать?
Иногда дети относятся с опаской к определенному доктору – чаще всего, к стоматологу. В этом случае сложно говорить не только о лечении больных зубов, но и о профилактическом наблюдении. Как подружить малыша с дантистом?
- Выберите врача по рекомендации – узнайте у своих знакомых и друзей, в какой специализированной детской клинике они лечат детей.
- Придите на первый прием как на экскурсию. Попросите доктора продемонстрировать крохе свой кабинет, инструменты, разрешить посидеть в кресле.
- Не следует акцентировать внимание на неприятных ощущениях, собираясь с ребенком к дантисту. И в то же время нельзя говорить, что стоматолог совсем ничего не станет делать, – это неправда.
- Не пытайтесь за одно посещение вылечить несколько зубов – малыш не выдержит в стоматологическом кресле больше 15 минут и раскапризничается.
- Расскажите, что всегда будете рядом с ребенком и обязательно придете ему на помощь, если это будет нужно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
Видео: Как научить ребёнка не бояться стоматолога?
Каждая мамочка – сама себе психолог, поэтому мы решили узнать, что делали те родительницы, в чьих семьях подрастают маленькие трусишки, категорически отказывающиеся контактировать с педиатром.
Евгения, мама двухлетнего Данилы: «Моему сыну в точно такой же ситуации помогло следующее. Мы сменили участкового врача на платного и привели на обследование не ребенка, а любимого плюшевого медвежонка. Доктор быстро поняла, в чем дело, тщательно «лечила» мишку, а только потом приступила к Даньке. С тех пор мы с искренней радостью ходим к доброй тете, чтобы подлечить …медведя».
Елизавета, мама 4-летней Кати: «У нас эта проблема с возрастом стала не такой острой. Мы часто читаем про Айболита, купили дочурке докторский комплект (уколы, трубочки, градусники). На приеме стараюсь не переживать и спокойно разговариваю с медиком. А когда собираемся в поликлинику, обязательно говорю, что там будут делать и что это будет практически не больно».
Анна, мама трехлетней Дианы: «У нас была подобная ситуация… Дочка просто визжала, увидев человека в белом халате. Но однажды пришли к стоматологу, который смог с ней подружиться, и Дианочка вообще у него не плакала. А дома даже спросила: «Когда мы еще пойдем вырывать зубки?» Вот таких замечательных медиков можно встретить!»
С вами снова Андрей Добродеев и сегодня в этой статье мы поговорим на очень серьезную и
актуальную тему: «Как научить своего ребенка постоять за себя?»
Как научить своего ребенка постоять за себя, и не наломать дров?
Данная тема меня и самого очень сильно волнует, так как у меня растут двое маленьких детишек, поэтому я изучал эту тему более 6 месяцев, перелопатил кучу информации и в этой статье постараюсь доступным языком объяснить Вам, что и как нужно делать!
Сразу расскажу, что всю информацию, которую я получил, в одну статью не уместить, поэтому я напишу в ней только малую часть.
Итак начнем…
Я думаю Вы со мной согласитесь, что не каждый ребенок сможет дать сдачи в нужное момент, когда это просто необходимо! Дать сдачи - это не только дать кулаком в глаз, это может быть и словесное высказывание (то есть строгий голос с предупреждением) в ответ обидчику, драчуну, задире.
Естественно у родителей возникает беспокойство, когда они наблюдая за своим чадом понимают, что он не может постоять за себя. Приведу пример: Саша 4 года играл машинкой, тут к нему подошел сверстник Олег и забрал ее у него, при чем машинка Сашина, а он ничего с этим не может сделать, кроме как заплакать или пойти рассказать об этом родителям (в основном маме) или воспитателю, если он находится в детском саде.
Очень часто в нашей жизни проскакивает такая фраза: » Сильный выживает, а слабый обречен на …» В этой статье я хочу рассказать Вам не только о том, как научить своего ребенка постоять за себя, но и подсказать как нужно правильно оценивать обстановку и реакцию ребенка.
Бывают такие случаи, когда ребенок играя с детьми склонен к подчинением. Возьмем для примера снова Сашу, сверстник говорит ему: «Пошли сюда, будем здесь играть!» или «Ты будешь сидеть здесь, а я буду в тебя кидать мячом!» И Саша не протестует.
Очень часто родителей, в частности пап все это начинает бесить, и они начинают учить своих сыновей, мол если еще раз он так сделает, ты ему дай в глаз и все! И некоторые дети понимают с полу слова (своих отцов), и вроде все хорошо, да? Но представьте на минуточку, что ребенку понравилось всех бить, ему нравиться, что его все бояться! Что здесь хорошего? И если его не остановить во время ничего хорошего в дальнейшем не будет. Легко завести ребенка, но очень трудно остановить весь этот процесс.
Но тогда возникает вопрос: Что же делать, как быть в сложившейся ситуации? Что можно, а что нельзя давайте разберем ниже
Действительно ли вашего ребенка обижают (унижают) или это ваши обиды из далекого детства дают о себе знать? Если же это маленькая муха, которая превращается в слона, то она принесет вашему ребенку только вред. Может вам показалось, что вашего ребенка обижают? или же все таки это так?
Если Вы будете говорить вашему малышу, что его унижают, что он не может постоять за себя, то у него может развиться комплекс неполноценности. Если Вы не будете ставить акцент на этой маленькой несправедливости, то ребенок ничего и не заметит. Сегодня его толкнули, завтра он толкнет, сегодня он мне друг, завтра я с ним не играю. Понятно?! Это же дети, а дети быстро забывают обиды. То есть, какой можно здесь сделать вывод? Не ставьте мелкую обиду так, как-будто она великая.
Если Вы будете рассказывать своему ребенку о жестоком мире, он либо озлобиться и будет проявлять агрессию ко всему миру, так как он маленький и ему тяжело справиться с ним, либо замкнется и у него будет развиваться чувство страха.
Для того, чтоб ребенок нормально развивался, нужно чтоб он верил в то, что мир добр. Если же ребенок думает, что он живет вокруг зла, и добро постоянно проигрывает, то страх будет тормозить его развитие как интелект-ое, так и эмоцион-ое. Поэтому, родители должны в первую очередь не выбивать из под него опору, а наоборот строить крепкий фундамент, рассказывая, что доброта и справедливость всегда побеждает.
В основном это делают папы, не знаю почему, но это так! И знаете к чему это приводит? Дети зажимаются еще сильнее, так как не могут преодолеть чувство страха, да и еще папа (думают дети) будет не доволен. И что в итоге? Они перестают жаловаться на обидчиков, переживания держат в себе, доверие к родителям теряется. Короче это еще больше приносит проблем.
Так как ребенок еще маленький, ему необходима защита. Конечно я не говорю, что Вы должны придти в детский сад или в школу и выяснять там ситуацию, качая права, нет! Но и оставлять ребенка без защиты тоже нельзя. Ведь Вы придаете его! Если бы ребенок смог справиться с теми, кто его достает, он бы это сделал! Вот как только он соберется со своими внутренними силами, тогда ему защита будет не нужна! А пока защищайте его. (Кодовое слово - Жираф)
Если вашего ребенка обижают в детском садике, то необходимо поговорить с воспитателем, так как это одна из ее обязанностей, чтоб дети росли и развивались эмоционально, физически и психологически нормально. Воспитатель должен следить за драчунами и не позволять распускать руки или говорить плохие слова в адрес других детей.
Совет №7. Нужно узнать: может ваш ребенок «заноза»?
Если ваш ребенок уже ходит в школу и все попытки оградить его от обидчиков исчерпались (разговор с учителем, разговор с родителями), то можно попробовать сменить учебное заведение. Если вы сменили учебное заведение, но его все равно обижают и достают, то нужно узнать может он сам провоцирует, задирается, а потом жалуется вам или учителю? Да, конечно возможно это не так.
Если у вашего ребенка забирают игрушки, а он не отвечает обидчику, не нужно расстраиваться! Скорее всего ребенок живет в доброй атмосфере и нападки сверстников ребенка удивляют, а не злят.
Если например к вам в гости пришли друзья (вместе со своим ребенком) и этот гость является сверстником и постоянно достает вашего малыша, то необходимо объяснить ему: Что у нас дома никто не дерется, это нельзя делать. С теми кто дерется не играют.
Если происходит так, что все ваши попытки борьбы с агрессивным ребенком ни к чему не привели, то можно прибегнуть к следующему: Как утверждают психологи можно разрешить своему ребенку ущипнуть ребенка агрессора, так как это никакого вреда ему не принесет, но отрезвит и даст понять что ваш ребенок может постоять за себя. Конечно это может помочь я имею ввиду совет психологов, но я как папа сказал бы своему сыну, чтоб он все таки ударил кулаком его (возможно я не прав, но и это может помочь главное правильно объяснить вашему ребенку, когда это просто необходимо).
Возможно у вашего ребенка сформировано понятие «хороший» - тот который не дерется, что это плохо. Чем больше в детстве внушали в него это, тем меньше шансов, что он это сделает. И то, что он не дает сдачи не означает, что он боится, просто этот метод не для него, чтоб с его помощью решать конфликты.
Чем помочь ребенку?
1. Если ребенок не может дать сдачи (ударить), значит нужно подсказать другой метод защиты - пусть следит, чтоб его не могли ударить, предупреждает голосом, показывает уверенность в себе.
2. Подумайте может вы слишком сильно давить на своего ребенка, и через чур много запрещаете? Вы должны часто говорить ему, что он уже взрослый и сильный, также важно доказать своему ребенку, что вы ему доверяете, ваша поддержка поможет ему.
3. Если ваш ребенок начал фантазировать как он будет давать сдачи, вы должны подыграть ему так, чтобы это было не агрессивно. Можно разыграть сценку, где вы в ней будете объяснять как можно ответить и не только с помощью кулака.
4. Страх. Психологи утверждают, что чувство страха можно преодолеть, когда ребенок дает отпор не ради себя а ради защиты слабого, например защищая сестренку или младшего братика.
5. Можно отдать своего ребенка в спортивную секцию (каратэ, кик-боксинг, бокс, тайский-бокс) главное чтоб в этом возрасте ребенок научился защищать себя, и помните долгое время не нужно туда ходить особенно в бокс, а то голову стрясут.
Ну вот на сегодня и все. Всем пока, пока!
Читайте также:
Как воспитать девочку?
Как воспитать ребенка без отца?
Как воспитать ребенка успешным?
Почему ребенок не слушается?
Почему рождаются левшой?
Детские страхи, причины и как с ними бороться?
С уважением, Андрей Добродеев
Становление личности – кропотливый и сложный процесс. Легкие отклонения в виде появления слишком выраженных страхов отпрыска заставляют родителей волноваться. Они пытаются разобраться, как научить ребенка не бояться, как сформировать верное мировоззрение.

На отклонение в психическом развитии, и появление фобий влияют следующие факторы:
- Постоянные упреки со стороны родителей.
- Систематические испуги.
- Трения со сверстниками.

Есть генетический недуг – болезнь Урбаха-Вите. Она выражается в неспособности человека испытывать страх.
Есть много необычных страхов. Например, некоторые детишки страдают аритмофобий (боятся чисел) или библиофобией (панику вызывают… книжки).
Лечение фобии в дальнейшем позволяет человеку беспрепятственно преодолевать разные жизненные сложности. Поэтому врачи считают, что детские страхи нужны для становления личности.
Как научить ребенка не бояться драться? Дайте несколько советов.
Во-первых, прививайте технику самозащиты, а не нападения, это важно. Во-вторых, внушите, что драка – это плохо, но если тебя постоянно задирают, нужно ответить. Можно отрепетировать сцену борьбы дома или отдать ребенка в секцию борьбы.
Как научить ребенка не бояться других детей – общества в целом?
Психологи советуют почаще приглашает сверстников домой, чтобы малыш научился быть гостеприимным. Постоянное общение – верный признак того, что детеныш не вырастет социофобом.
Как научить ребенка не бояться воды?
Есть несколько способов. Во-первых, купайте малыша, когда он в хорошем расположении духа. Во-вторых, принимайте ванну (или ходите на море) вместе с мальчиком/девочкой. Покажите, что водные процедуры – это позитивное и веселое мероприятие. В-третьих, наполните ванну симпатичными детскими игрушками.
Как научить ребенка не бояться собак?
Сходите в зоопарк, покажите других зверушек, которые в клетке. Посещайте чаще знакомых, у которых есть маленькие собачки. Наконец, просматривайте веселые мультики, где песик – основной персонаж.
Как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь?
Для начала всегда подстраховывайте малыша, когда он пытается ходить. Совет: никогда не кричите, когда он падает. Наоборот, систематически подбадривайте, каждый шаг – новый успех.
Как научить ребенка не бояться в школе?
Если имеются некоторые проявления социофобии, то увеличьте контакты малыша с внешним миром. Если мальчик/девочка боится отвечать в школе, то Вы должны показать, что учеба – не только важный, но интересный процесс. Включите обучающие игры, к примеру.
Как научить ребенка не бояться контрольных работ?
Чаще хвалите его, дайте понять, что он прекрасно все схватывает, и контрольная работа не страшна. Отрепетируйте дома: например, задавайте малышу вопросы, и каждый его верный ответ – дополнительная уверенность.
Как научить ребенка не бояться нырять?
Два хороших совета. Первый – научите малыша умываться с открытыми глазами. Пусть он набирает побольше воды в ладони и пускает пузыри. Второй – запишите его в бассейн с детским инструктором.
Как научить ребенка не бояться стоматолога?
Никогда не пугайте визитом к дантисту. Это первое. Второе – всегда хвалите за чистку зубов. Третье – подготовьте для начала малыша к профилактическому визиту. Объясните, что стоматолог – друг. Конечно, важен выбор дантиста, хороший врач-зубник попутно является умелым психологом.
Как научить ребенка не бояться темноты?
Купите большую мягкую игрушку, которую малыш будет ночью обнимать. Положительный эффект оказывается и перестановка мебели/вещей в комнатке. Конечно, важна психологическая поддержка родителей.
Как научить ребенка не бояться уколов?
Наиболее верным способом представляют домашние игры в доктора и пациента. Легкие покалывания малыш постепенно будет воспринимать с юмором, и визит к врачу станет очередной игрой.
Многие родители жалуются на излишне агрессивное поведение своего чада, но есть и такие, которые обеспокоены тем, что их малыш слишком миролюбив и пассивен. Как научить ребенка постоять за себя, какими способами, когда и как себя вести родителям в случае конфликта, в который попал ребенок, с этими и другими вопросами разберемся ниже.
Волнения типа «он вырастет слабаком» и «всю жизнь его будут обижать» не беспочвенны, ведь каждый человек в социуме должен уметь отстоять свое «я». Конечно, никто не говорит, что спокойные и неконфликтные люди могут добиться в жизни меньшего, чем активные и агрессивные. Просто нужно дать понять ребенку, когда и в каких ситуациях самозащита необходима, и в какой форме ее проявлять.
Прежде чем учить своего ребенка уверенности в себе, разберитесь в том, насколько это необходимо. Психологическая практика показывает, что мягкотелостью и слабостью ребенка чаще недовольны те родители, которые и сами в детстве не могли противостоять агрессорам и обидчикам. Разберитесь в ситуации: есть ли смысл убеждать ребенка в зависимости обид и физической защиты, если он просто раздал все игрушки в песочнице, а сам ковыряется одной лопаткой, или если в процессе активной игры его без конца толкают. Возможно, вашему ребенку просто хочется делиться, либо ему не подходят активные игры.
Если же вы определились, что ваш ребенок срочно нуждается в помощи и ему необходимо развивать уверенность, следуйте нескольким правилам.
1. Разберитесь с атмосферой в семье.
Обратите внимание на тот факт, не слишком ли вы часто и беспочвенно наказываете своего ребенка. Если вы бесконечно осыпаете чадо упреками в его нерешительности и слабости, он может закрыться в себе еще больше, лишь бы не слышать ваших порицаний. Ребенок может бояться осуждения родителей и не рассказывать о том, что его обижают.
Не нужно постоянно сравнивать малыша с другими, показывая, что он чем-то хуже. Это только испортит самооценку ребенку и точно не решит проблемы.
Больше разговаривайте с вашим ребенком, учитесь доверию и открытости вместе.
Если же в вашей семье напротив слишком опекают малыша, оберегают от всего вокруг, то это может повлечь за собой развитие робости и бесконфликтности. Ребенок попусту не будет знать, как решать конфликтные ситуации, а агрессивный настрой других детей его не напугает, а удивит.
Любовь и доброта в семье – это замечательно, но ограничивать общение ребенка из-за возможных агрессивных выходок других детей не стоит. Ваше чадо должно знать, чего можно ожидать, находясь в компании сверстников.
2. Учить признавать собственные ошибки.
Что чаще всего делает ребенок, если что-то натворил, даже если и нечаянно? Конечно, убежать, или сказать, что виноват не он. Учите вашего ребенка признавать свои действия, понимать ошибки поведения и нести за них ответственность. Объясните, что если никто не пострадал, то все поправимо. Если же малыш сделал что-либо специально, то дайте ему понять об ошибочности поступка и его возможных последствиях.
Когда ваш ребенок научится принимать свои ошибки, он станет гораздо увереннее в себе, и в дальнейшем сможет разобраться и в конфликтных ситуациях. Объясните, что зацикливаться на таких мелочах не стоит, и что в жизни бывают обиды гораздо более серьезные.
3. Научить не показывать реакции на словесные попытки унизить.
От обзываний и надуманных прозвищ никто не застрахован. В детском саду и в школе могут коверкать фамилию, пытаться унизить и оскорбить кличками и дразнилками. Лезть на обидчика с кулаками – не выход. Объясните ребенку, что лучшее, что можно сделать в такой ситуации – игнорировать обидчиков. Как только задиры увидят, что на их агрессию не реагируют, они перестанут докучать ребенку.
Конечно, такая тактика подходит для мелочных обид, а не для серьезных прилюдных унижений.
4. Учить не показывать страха.
По возвращению из школы старшие ребята угрожают или отбирают деньги – ситуация не нова. Расскажите вашему ребенку, что никто не имеет права, кем бы он ни был, заставлять что-либо делать против воли, угрожать или даже бить. Конечно, конфликт лучше решить мирным путем. Нужно собраться и не показать своего страха, вести разговор четко и уверенно. Если же это не помогает, то научите чадо защищаться от нападений физически, покажите не слишком опасные приемы.
Если ваш ребенок решил встать на защиту другого, пусть будет уверен в своей правоте и также не демонстрирует страх. Решимость легче проявлять, когда от нее зависит судьба другого человека. Говорите чаду, что защищать слабых – правое дело.
5. Узнать истинного провокатора в лицо.
Понаблюдайте за ситуацией насколько это реально. Выясните, не ваш ли ребенок сам является провокатором агрессии. Возможно, именно он задирает других детей, и те реагируют жестокостью. Если это так, дайте понять ребенку, что именно его действия вызывают негативную реакцию других.
6. Научить твердо отказывать.
Проявления доброты и отзывчивости – хорошо. Нужно дать понять ребенку, когда его добротой начинают пользоваться, а когда дружба и товарищество перерастают в манипулирование. Отдать свой обед, в ущерб себе сделать за другого контрольную, постоянно нести портфель - подобные ситуации возникают, когда ребенок боится, что с ним перестанут общаться, или назовут жадиной, исключат из окружения и т.д. Поясните ребенку, на чем строится настоящая дружба, чем действительно важно дорожить. Если ребенка шантажируют, заставляют отдавать деньги, научите его твердо отказывать, отстаивая свои интересы.
7. Давать самому решать проблему.
Не стоит при возникновении конфликта с участием вашего ребенка сразу бежать в школу или сад, позвольте чаду самому решить проблему. Ведь полезность вашего вмешательства – вопрос спорный. Обидчиков накажут, но вашего ребенка могут начать считать слабаком и ябедой. Естественно, если речь идет об избиениях, кражах и других серьезных ситуациях, то ваше вмешательство необходимо.
8. Помочь найти друзей.
Если ребенок постоянно попадает в конфликтные ситуации, возможно, он просто общается не с той компанией. Не стоит ограничивать его в общении со старыми друзьями, чтобы не вызвать внутренний протест, нужно просто познакомить его с другими детьми. Пойдите вместе в гости, запишитесь на кружок или секцию. Там ребенок может познакомиться с новыми друзьями и познать дружбу в сравнении. Спокойные дети не всегда становятся объектом агрессии других, даже в детском коллективе уважают уверенных и самодостаточных ребят. Важно попасть в хороший коллектив.
9. Научить принимать помощь.
Сделайте так, чтобы ваш ребенок не стыдился своих неудач, развивайте в нем уверенность, пусть почувствует вашу поддержку. Тогда он не побоится и не постесняется просить о помощи вас и своих друзей. Принять помощь – не значит показаться слабым. Напротив, человек, внутренне ощущающий поддержку, способен постоять за себя и не бояться трудностей.
10. Заняться спортом.
Не обязательно вести ребенка на борьбу или бокс с надеждой, что он всем даст сдачи в случае опасности. Хотя эти виды спорта тоже по-своему хороши. Пусть ребенок занимается тем видом, который ему нравится. Любые спортивные нагрузки укрепят и тело, и дух, разовьют терпение, а значит, прибавят уверенности.
Как родители помните, что самое важное обосновать вашему чаду, что защита своих интересов не всегда связана с насилием. Чтобы доказать другому, что ты прав, не нужно постоянно лезть в драку. Кто как не вы своим терпением, заботой и пониманием можете развить у ребенка уверенность в себе и своих силах.
Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?
Споры и стычки возникают не только у взрослых людей. Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:
- привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
- помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
- объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.
Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:
- если оскорбляют словесно;
- отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
- портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
- унижают, принуждая к чему-либо;
- оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).
При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.
Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя
Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи - не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.
Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит. При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат. Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:
- Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём - прямая обязанность педагогов.
- Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
- Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
- Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
- Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен - взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее.
- Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.
Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций - проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.
Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится
Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова. Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают. Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:
- Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок - это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
- Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки - дать сдачи.
- Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.
Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.
Случается, что ребёнок своим поведением сам провоцирует конфликт с другими детьми
Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.
(Visited 7 163 time, 9 visit today)
Ребенок боится. Что делать?
Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.

Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.
Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».
Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:
- практикующий детский психолог,
- заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
- лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
- победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
- редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
- преподаватель детской психологии в вузе,
- один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).
Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.
Ребенок боится: что делать?
Страх – боязнь, робость, сильное опасение,
тревожное состояние души от испуга,
от грозящего или воображаемого бедствия.
В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов
Топ- 10 детских страхов.
- Страх оставаться одному
- Боязнь темноты
- Ночные страхи
- Боязнь замкнутого пространства
- Боязнь сказочных персонажей
- Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
- Боязнь родительского наказания
- Страх перед животными
- Боязнь потерять родителей
- Боязнь опоздать
Что такое детские страхи?
Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?
По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.
Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.
Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:
От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.
От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.
От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.
Существуют также и внушенные и социальные страхи.
Причины возникновения страха у детей.
Давайте проанализируем причины возникновения страха:
— Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).
— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».
— Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.
— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-
— Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.
Как избавиться от детских страхов?
Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.
Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.
Типичные ошибки родителей в общении: |
|||
| Родители говорят: | Родители хотят, чтобы ребенок понял: | Ребенок понимает на самом деле: | Вывод, который делает ребенок: |
| Не бойся! | Не надо бояться! | Не смей бояться! | Меня ругают |
| Не страшно! | Твои страхи беспочвенны | Им — то не страшно! | Меня не понимают |
| Ты же у нас храбрый! | Мы верим в тебя! | Я хуже, чем они обо мне думают | Я плохой |
| Не будь трусом! | Мы тебя ободряем | Я – трус! | Мной недовольны |
Правильно так: |
|||
| Есть вещи, которые и нас иногда пугают | Бояться можно | Все чего-то боятся | Меня понимают |
| Мы можем научиться преодолевать страхи | Все получится | Мне хотят помочь | Меня любят |
Правила для родителей.
Родителям нужно знать правила :
- Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
- Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
- Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
- Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
- Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.
Анкета для родителей. Страхи.
Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:
— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет
— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет
— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет
— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет
— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет
— Конфликтные отношения между родителями: да-нет
— Психические травмы типа испуг: да-нет
— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет
Если у ребенка страхи: с чего начать?
Начните с себя:
- Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
- Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
- Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
- Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
- Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
- Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.
Как помочь ребенку справиться со страхами?
Способ 1. Рисование.
Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.
Способ 2. Сказка.
Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.
Например такую, как у Михаила Андрианова:
Бум-бум-бум
— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.
— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.
Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.
— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.
— Не бойся, скоро это пройдет.
Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.
— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.
И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.
— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.
— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.
— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?
— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.
Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:
— Смотри, смотри.
— Там, занавески.
— Что занавески?
— Они шевелятся.
Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.
Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:
— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.
— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.
— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.
— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.
— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.
Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.
— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.
— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.
— Давай, только, чур, ты опять первая.
И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.
— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.
Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.
Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.
Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.
Контакты:
Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10
Почта [email protected]
skype natali020570
А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.
Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина
За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.
Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.
Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.
Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.
— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.
Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.
Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.
Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:
Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.
Чего боится ваш малыш? Спать в темной комнате? Отвечать на вопросы воспитателя? Сесть на новый велосипед? Каких только страхов не может быть у ребенка в раннем возрасте! И это нормально. Бояться нужно. Но человеку необходимо и преодолевать свои страхи, реально оценивать ситуацию, знать, что страх чаще всего мешает достигать своих целей.
Бороться со страхом малышу тоже … страшно. И непросто. Только мудрые взрослые могут помочь ему в этом, раскрывая все особенности окружающего мира и подготавливая к неожиданным поворотам судьбы.
Нужно ли бояться, или что такое страх
Страх имеет две стороны. Во-первых, это эмоциональный отклик детской психики на влияние внешних факторов. Чаще всего такие страхи не имеют серьезного повода. Угроза придумана самим ребенком. И так происходит, по статистике, у 50% детей возрастом от 2 до 7 лет, страдающих страхами разного вида.
Во-вторых, страх является одной из сторон чувства самосохранения. Он ограждает ребенка от многих неправильных поступков, а в итоге - учит продуманно строить свое поведение, тренирует психику.
Тем не менее, от многих детских страхов необходимо избавляться. Одно дело, если страх посещает малыша время от времени. Но если это чувство присутствует в его жизни всегда, лишь видоизменяясь в разных ситуациях, пора бить тревогу. Есть опасность, что у малыша станет развиваться повышенная тревожность, мнительность, недоверчивое отношение ко всем окружающим. В результате - формирование массы комплексов, снижение самооценки, сложности в общении со сверстниками и взрослыми, развитие невроза - то есть, негармоничное формирование личности и невозможность самореализации.
Чтобы этого не произошло, родители должны быть начеку.
Когда пора бить тревогу? Когда регулярно в одних и тех же ситуациях ребенок проявляет явные признаки страха: не желает выполнять какое-то действие, становится молчаливым, угрюмым, впадет в депрессию, плачет.
Чего чаще всего боятся дети? Незнакомой обстановки и незнакомых людей, темноты, одиночества, разлуки с родителями, врачей, сверстников, коллектива, потери любви близких людей, физической боли и т. д.
Запускать состояние страха у малыша нельзя, но ?
«Антикапризин»: скорая помощь для смелости!
Яркой её частью является комплект « », некоторые сказки которого способны избавить ребенка с двух лет от страхов и воспитать в нем уверенность в своих силах, самоуважение, смелость, силу воли, умение принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
Что такое «Антикапризин»?
Это набор из 50 сказок, призванных повлиять на поведение ребенка в лучшую сторону. Главным героем таких сказок является мальчик или девочка. Но это персонаж не носит имя ребенка-«слушателя» истории, эти сказки не персонализированы, как это происходит в других комплектах данной методики. Зачем малышу соотносить себя с героем, совершающим некрасивые поступки? Он просто узнает о его приключениях и сделает для себя выводы о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». В нашем случае - узнает, как мешают жить некоторые необоснованные страхи.
Среди сказок, помогающих не бояться, есть истории о страхе боли и темноты, о стеснительности, желании всегда быть рядом с родителями, опасении потерять любовь родителей при разводе или рождении братика или сестрички и т. д.
Во время прослушивания сказок у малыша развивается мышление, память, внимание, фантазия и речь. Если читать эти поучительные волшебные истории ребенку перед сном, большая вероятность, что все страхи улетучатся, как не бывало.
Что «лечит» страхи?
Эффективным инструментом против детских страхов служит целый комплект «Антикапризина»: книга-помощник для родителей с советами и текстами сказок, 50 красочных книжек-малышек для куклы-рукавички «Пес-сказочник». Именно этот персонаж может «приносить» малышу сказку-книжку и рассказывать ее маминым или папиным голосом. А при желании можно поставить DVD-диск для прослушивания сказки в исполнении актера. Дети обожают разнообразие!
Одна сказка - минус один страх ребенка. Отличный результат! Главное: «Антикапризин» эффективен только при комплексном подходе к борьбе со страхами, только при условии, что взрослые задумаются о своем поведении. Ведь психологи утверждают, что в 90% случаев виной в страхах детей являются именно они. О чем нужно помнить взрослым?
- Беременность мамы должна проходить в спокойной позитивной атмосфере.
- Главный принцип поведения мамы - любовь, нежность и доброта, а не строгость и авторитарность.
- Не забывайте о внимании к ребенку, его интересам и желаниям, тесном общении с ним.
- Помните о стимуляции общения с ровесниками без сравнения с ними.
- Не запугивайте малыша сказочными персонажами, страшными историями и последствиями ошибочных действий.
- Хвалите малыша, восхищайтесь его успехами в присутствии других. И никогда не смейтесь над его неудачами!
- Сохраняйте мир и взаимопонимание в семье, не вмешивайте ребенка в конфликтные ситуации.
И самое главное, чтобы научить ребёнка не бояться, не нужно ставить цель уберечь его от всех опасностей и трудностей. Незначительные страхи, преодоленные ребенком в детстве, только закалят его характер и помогут оценить жизненные реалии.
Итак, общими усилиями родителей, всех членов семьи, психологов, педагогов и авторов комплекта « » можно скорректировать характер ребенка с самого раннего возраста, предупредив потенциальные проблемы развития личности в будущем. Смело вступайте в борьбу за смелость своего ребенка и ничего не бойтесь!
Как научить маленького человека ничего не бояться и верить в себя?
1. Высказывать свое мнение
Сильная мама ведет себя с ребенком честно и откровенно. И от него ждет того же. Она учит высказываться, выражать свое мнение, анализировать свои мысли и чувства - и смело говорить об этом.
2. Учиться думать самостоятельно
Сильная мама не указывает ребенку, что он должен думать по тому или другому поводу, она учит, как думать. Собирать информацию, учитывать разные точки зрения - и делать из этого свои выводы. Она не пугается неудобных вопросов и сложных тем. Не наказывает за ошибки и неудачи. Без этого невозможно ничему научиться.
3. Ценить образование
Она настаивает на важности образования, которое открывает столько дорог. Причем образование в ее понимании - это не просто дорогая школа и высокие оценки, это развитое мышление и воображение, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли.
4. Преодолевать себя
Самая большая победа человека - победа над собой. Неважно, сколько было провалов и неудач, главное - продолжать идти. Сильная мама обязательно поддержит стремление ребенка стать лучше, справиться с недостатками - она хочет, чтобы ребенок не боляся трудностей и учился быть самостоятельным.
5. Финансовая независимость
Сильная женщина - независима и самодостаточна. Такими же она стремится видеть и своих детей. Умение зарабатывать, распоряжаться финансами и добиться финансовой автономии - это важное условие выживания в социуме. И один из главных приоритетов сильной мамы.
6. Быть тем, кем хочется
Сильная мама не ломает личность ребенка. Носить то, что хочется, красить волосы, как нравится, выражать себя через украшения - это его право. Путешествия, новые увлечения, интересные знакомства, новый необычный опыт - этого не надо бояться, это то, в чем мама охотно поддержит своих детей.

7. Испытывать эмпатию
У сильной мамы хватает мудрости и любви, чтобы принимать не только ребенка таким, какой он есть, но и не отталкивать его друзей, тех, кто входит в его жизнь в разные периоды. Быть добрым и понимающим, сопереживать и выражать сочувствие - она учит этому на своем примере.
8. Дорожить близкими
Дружба, семья, взаимопонимание с близкими - это базовые ценности для сильного человека. Не только дети нуждаются в родителях, но и родители в детях. Сильная мама обязательно сделает акцент на взаимном доверии, щедрости, готовности помочь и умении прощать.
9. Принимать обстоятельства - или менять их
На чем сильная мама не зацикливается, так это на критике и неприятии. Тот, кто умеет учиться и наделен гибким мышлением, сможет принять большинство житейских ситуаций. Жаловаться - последнее дело. Либо ты действуешь в предлагаемых обстоятельствах, либо меняешь их.

10. Отстаивать независимость
Сильная мама поощряет умение принимать решения и не искать опоры и одобрения у других. Мыслить независимо, решать независимо и самому нести ответственность. Тогда из ребенка вырастет сильная личность, которая ничего не боится и сумеет помочь другим, как мама помогала ему.


